«Как они это делают?»

«Как они это делают?» Я, как и вы, когда-то был одержим этим вопросом. К счастью, есть только одна общая стратегия, различаются лишь тактические детали. Я вас расстрою и начну не с комнаты, начнем мы с малого. Буквально.

Немалый барабан

Pearl Reference Snare, Shure Beta 56A, Remo Controlled Sound X

Даже в нетяжелых современных стилях мы привыкли слышать на студийной записи пробивной, мощный малый барабан. Звукорежиссер может немало помочь этому при сведении, однако мы ведь не хотим полностью заменять его на семплы? Тогда можно было бы просто попросить кого-нибудь сыграть за вас. Значит малый нужно хорошо пробивать. К счастью, для этого необязательно быть Чедом Смитом, и если у вас или вашего барабанщика легкий удар, то просто пишите легкие, чувствительные барабаны и пласты. Малый должен быть под вашу руку и ничью больше.

Ваш личный правильный малый барабан – это стратегический выбор. Вы – такая же индивидуальность, как и ваш любимый барабанщик. Он подобрал свой сетап для себя, поступите так же. Точная настройка, пружина, выбор микрофонов – это уже тактические детали, которые могут отличаться от песни к песне и бывает даже внутри трека.

О колотушках

Pearl Reference Kick, Tama Iron Cobra, Evans EMAD Onyx, REMO Falam Slam, Premier Beater

К большому сожалению мало кто из барабанщиков в России имеет собственную установку высокого уровня, так что вы, скорее всего, будете использовать установки студии и местные бочки. Бочка, какой бы большой она не была, – очень тонкий предмет. Я, например, потратил много часов на эксперименты и денег на пластики, чтобы заставить звучать мою Pearl Reference жирно, сочно и без лишнего гула (не нужно глушить кадло, только пласты). Однако педаль и колотушки целиком в ваших руках.

Как сделать мощную бочку? Бочка в современной музыке состоит из двух частей – верха и низа. Середина безжалостно вырезается, часто еще при записи. Внизу жир и мясо, наверху щелчок. Что лучше всего щелкает? Точно не огромный фетровый бочонок, которым комплектуется множество педалей. Для фолка, джаза, легкого инди он прекрасен. Для рока чем тяжелее и агрессивнее стиль, тем жестче должна быть колотушка. И хотя в современной коммерческой музыке бочка почти всегда триггерится, я сторонник того, что семпла должно быть не больше необходимого минимума. Для карданной стрекотни,сыгранной огромным фетром этот необходимый минимум около 100%. С барабанщиками, хорошо играющими резиной или деревом, мне удавалось обходится 20-30% семплов от общего звука бочки, просто для более плотной динамики.

Но в целом да, сложность настройки и записи бочки компенсируется легкостью ее реплейса.

Проклятие числа 13 (и 14 тоже)

Pearl Reference Floor Tom, AKG D112, Evans G14

Большой и жирный том – это хорошо настроенный и пробитый том. Но все музыканты разные, так что на студиях на томах будет стоять что-то предельно универсальное, надежное, и рабочее типа Emperor или G2. Возможно это то, что нужно вам, а возможно и не совсем. И уж точно никто не будет ставить Fiberskyn или Calftone «для всех». Другое дело, что со студией скорее всего можно договориться и привезти свои пласты.

С томами есть другие моменты, которые позволяют вывести ваш звук на более высокий уровень. Первый – это стратегическое решение об их количестве. Они заводятся и воют, так что чем меньше – тем лучше и для звука, и удобнее для игры, и быстрее в подготовке. Второй – размер имеет значение. 13” и 14” всегда очень проблемные и долгие в настройке.

Золотое правило - ставить томов не больше, чем необходимо. Так удобнее, быстрее и лучше звучит. Красивую расстановку огромной установки лучше оставить для шоу.

Пластиковый звук

Нужны ли на запись новые пластики? Пласты – не струны. Они не забиваются жиром и кожей и не ржавеют. Из того же типа материала делают мембраны современных конденсаторных микрофонов, и мы не выкидываем их через неделю, месяц, год или даже десяток лет. Однако пласты механически изнашиваются, даже резонансные протираются пружиной на рабочем. И конечно изношенный пласт нужно менять. В ином случае лучше наоборот их не трогать – хорошо усаженный и «обкатанный» пластик не будет плавать по строю. Если замена требуется, то лучше это сделать за пару дней до записи и дать пласту усесться.

Железный вопрос

Sabian APX Ride

Звук котлов лечится при сведении. Не мытьем, так катаньем. Железо – нет. Но далеко не все могут позволить себе отдать несколько тысяч долларов за него, и в этом случае одолжить у друзей или взять в аренду хороший комплект – идея не просто отличная, а прекрасная. Какое конкретно – дело вкуса барабанщика, но есть один момент, о котором нужно помнить.

Баланс.

Есть надежный способ его соблюсти – просто купить готовый сет. В остальных случаях нужно быть аккуратным. Намертво глушащий всю кухню хэт, правый крэш вдвое громче левого – такие вещи случаются постоянно, барабанщик же не может каждый раз тащить в магазин всю свою кухню чтобы оценить, как в нее ложится новая тарелка. Так что в помощь, прежде всего, барабанное сообщество. Никаких ограничений по брендам и сериям нет, смешивать тарелки от разных производителей можно пробовать смело и звучат они вместе отлично, если хорошо подобраны.

Проблема позиционирования

Pearl Reference Rack Tom, Sennheiser MD 421-II

Когда музыкант играет на репетиции то у него нет проблем с микрофонами, и он может устанавливать что угодно и как угодно без оглядки на них. Но на записи они появляются, и их нужно поставить и направить. Я прекрасно понимаю, как чувствует себя барабанщик, который всегда репетировал с одной расстановкой, но вынужден резко сменить её на студии, однако с опытом все встает на места, активная туровая и студийная работа просто вынуждают оптимизировать сетап под подзвучку.

Для начала вы можете очень просто сделать это на репетициях – просто возьмите микрофон вокалиста с воткнутым шнуром и «примерьте» его на все барабаны: он должен свободно помещаться и ничего ему не должно мешать и задевать. Это – необходимый минимум и это не преувеличение, традиционные для работы с барабанами микрофоны бывают очень массивными. У «больших» барабанщиков все ещё сложнее: расстановка часто специально заточена для получения наилучшего возможного звука, но это тема для отдельного объемного материала.

Комната наслаждений

Sonor S-Class, Pearl Reference

Получить звук большой комнаты можно несколькими способами. Можно записать настоящую большую комнату, можно расширить имеющуюся реверами и дилеями, можно точечно использовать семплы. В любом случае для полноценных акустических барабанов нужны не менее 35 квадратных метров до отделки и потолок от 3,5 метров. Причина – законы физики. При адекватной акустической подготовке такое помещение дает возможность получить звук румов с контролируемой реверберацией, который можно «расширить» до любого большего размера. В помещениях меньше акустические барабаны можно писать и получить качественный трекинг, но с оговорками относительно стиля и возможностей для сведения. Например, в джаз или фолк – не стоит, в металкор под триггеры и жесткий хайпас железа – без проблем.

Что касается настоящих больших комнат, то для записи жирной комнаты сразу, без постобработки, требуется помещение от 100 квадратных метров. Таких комнат в мире становится все меньше и меньше.

И в первом и во втором случае метраж дан только как минимальный ориентир, помещение в любом случае нужно готовить для записи.

Еще одно из решений – использование семплов в том или ином виде, т.е. добавление к котлам хвостов из других комнат с последующей обработкой. Жирные хвосты малых, которые вы слышите на записях, часто сделаны именно так.

В итоге

Джаз, фолк, фанк, блюз и другие стили с натуральным, акустическим звуком барабанов – вам нужны студии приличного размера с хорошей акустикой и аппаратом, если вы хотите звучать на уровне. Плюс инвестирование времени в тщательную настройку и расстановку.

Поп-рок, рок и тяжелее – самое священное для вас – железо и оверхеды. Они должны быть записаны отлично. Но поскольку материал у одной группы может быть очень разнообразным, то лучше записать так, чтобы звучало хорошо и в акустике.

Современный металл, коры и т.д. Если откровенно, то эти жанры настолько опираются на триггеры и семплы, что это уже стало стандартом. Можно записать только железо и подставить мидишные котлы, и все хором скажут, как круто звучит. Что многие группы и делают. Учитывая, что овера в этих стилях очень высоко хайпасятся, то и серьезная подготовка помещения тоже не нужна, вся муть на низких и нижних средних частотах из-за плохой подготовки помещения просто срежется.

© Дмитрий Белоусов

P.S. Ваш фидбек помогает мне дать больше нужной вам информации. Пишите, пожалуйста, на почту или вступайте в группу в VK.

Цены на запись барабанов и как это будет

Стандарт

1300 ₽/час

Вам нужно выбрать свободное время в календаре, позвонить на студию по телефону и забронировать сессию. Когда вы приедете на запись, мы с вами выберем из одну из двух студийных установок и ее конфигурацию, расставимся, настроимся, загрузим, при необходимости минусы и начнем записываться. У вас должно быть свое железо, педаль и малый барабан. Расстановка и отстройка занимает от 30 минут, все отработано до автоматизма, но чем больше установка, тем больше уходит времени. В результате в конце сессии вы получите на флешку мультитрек барабанов – это от 14 отдельных дорожек в зависимости от конфигурации вашей установки. Стандартно это левый и правый оверхэд, левый и правый ближний рум, левый и правый дальний рум, хэт, райд, бочка внутри, бочка снаружи, малый сверху, малый снизу, отдельные микрофоны на каждый том. Дополнительно могут быть подзвучены те или иные отдельные элементы установки при необходимости, например сплэши часто этого требуют.

Минимальная сессия – 3 часа.

Под ключ

2000 ₽/час

Единственное, что вам нужно сделать – это заранее прислать минусы для записи и пожелания по расстановке и настройке установки, фотографии приветствуются. С вами будет работать звукорежиссер, давно специализирующийся на записи барабанов. Все будет полностью подготовлено и расставлено к вашему приезду, все сессии заранее подготовлены и открыты, все настроено и проверено. Мы можем поставить студийное железо, малые барабаны, педаль, по договоренности вы можете заранее завезти свое и мы поставим его, или мы можем сделать любой смешанный сетап из нашего и вашего оборудования. Помимо двух установок, Pearl Reference и Sonor S-Class, вам доступен выверенный по звуку, балансу и совместимости, многократно опробованный сет железа:
- крэш Paiste Signature 16,
- крэш Paiste Signature 20,
- хэт Sabian APX,
- райд Sabian APX,
- чайна Sabian APX,
- сплэш Sabian APX;
и кроме того:
- деревянный малый Pearl Reference
- стальной малый Sonor с огромной пружиной
- педаль/кардан Tama Iron Cobra
- предварительные консультации по вопросу записи в любом необходимом вам объеме.

В конце сессии вы получите полный многодорожечный трекинг. В течении следующих нескольких дней, если вам это необходимо, мы выровняем весь записанный материал в сетку, оттриггерим бочку и малый барабан (только основные удары, без гостов) и пришлем вам через файлообменник.

Минимальная сессия – 6 часов.

Альбом под ключ

70 000

Помимо того, что предлагается в тарифе выше, мы купим и заранее установим специально для вас новые ударные пласты на томы и малые барабаны по вашему заказу, а также возьмем вашему барабанщику три комплекта его любимых палочек. Пласты будут установлены и отстроены как минимум за несколько дней, чтобы дать им растянуться и усесться, установка будет расставлена, отстроена и дожидаться вас. Мы выровняем и оттриггерим для вас до 10 треков записанного материала.

В стоимость включены две сессии записи по 10 часов в любое доступное студийное время.

Контакты

Звоните:

+7 (977) 809 5880

Свободное время:

Кликайте по этой сссылке не Google календарь.

Выбирайте свободное время, звоните и бронируйте.

Приезжайте:

Москва, 1-ый Кирпичный переулок 8.

Метро Семеновская или станция МЦК Соколиная гора.